Газета «Вестник»
Архив

№ 41 (616)
18 октября 2002


Заголовки в формате RSS

ЕГЭ: за и против


Как уже писал «Вестник», 10 октября Совет ректоров Ульяновской области принял решение об участии в едином государственном экзамене в 2004–2005 учебном году. Теперь вопрос о введении ЕГЭ будет обсуждаться директорами средне-специальных учебных заведений и коллегией Главного управления образования областной администрации. Если решение окажется таким же, окончательно участие Ульяновской области в этом эксперименте должно утвердить Министерство образования РФ.

На заседание Совета ректоров в Ульяновск приехали гости из Чувашии и Марий Эл, где уже есть опыт проведения единых государственных экзаменов. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с их мнением.

Также мы предлагаем вниманию точку зрения Министра образования Владимира Филиппова

Эксперимент нужен

Ректор Чувашского государственного университета Лев Кураков:

— Наш университет в этом эксперименте участвует уже два года. Мы тоже очень долго обсуждали вопрос о введении ЕГЭ, проводили семинары и участвовали в мероприятиях с участием представителей Министерства. Наша совместная работа позволила в ходе эксперимента исправить некоторые моменты.

Если хотите знать мое личное мнение как ректора, я доволен тем, что мы задействованы в эксперименте. Поначалу мне не все нравилось, и на ученом совете вопрос о ЕГЭ обсуждался неоднократно. К тому же средства массовой информации давали чаще отрицательную оценку эксперименту. Но ведь часто бывает, что о человеке говорят только плохое, но встретишься с ним, пообщаешься — и мнение о нем меняется. Так и с экспериментом. Если мы хотим модернизировать систему образования, совершенствоваться, надо идти на новшества. Без них движение вперед становится невозможным, а плюсы и минусы выявляются в процессе работы.

Вот пример нашего университета. Конкурс у нас большой, на некоторые факультеты — более 10 человек на место, и в этом, и в прошлом году. Конечно, всегда было сложно проводить вступительные экзамены. В первый год эксперимента провели ЕГЭ по 5 специальностям и убедились, что часть нагрузки переходит на республиканское министерство образования. Участие в приемной комиссии представителей нашего министерства, учителей стало полезным — они получили возможность убедиться, на каком уровне обучаются школьники в городе и на каком — в сельской местности, в каких школах и как поставлена работа. До этого министерство нас упрекало за ошибки и недочеты, а теперь мы им сказали: «Пожалуйста, участвуйте в приемной комиссии». Вероятно, они думали, что это легкий и мягкий хлеб. А ведь организовать экзамены на уровне республики очень и очень нелегко: столько детей, столько работ, нужен единый центр… Да, мы столкнулись с определенными организационными трудностями. Бывало, на базе университета сдавали экзамен одновременно 5 тысяч человек. Их же надо всех рассадить! Следующая сложность — работы надо проверять, на это требуется время. Все эти недоработки не позволили сообщать результаты экзаменов на следующий день, иногда это затягивалось и на две недели. Представьте себе, какая складывалась обстановка, как беспокоились и дети, и родители. Раньше в университете такого никогда не было. Провели экзамен — результат известен на следующий день.

В этом году Чувашский государственный университет проводил единые государственные экзамены по всем специальностям и направлениям, кроме творческих. И снова мы столкнулись с трудностями. Снова огромный конкурс, на дневное отделение приняли 1700 студентов, а всего было подано 11 тысяч заявлений. Скажу честно, боялись, выдержат ли экзамены сельские абитуриенты, смогут ли поступить в вузы. К счастью, опасения не оправдались, половина школьников из села подтвердила свои знания, несмотря на то, что мы не устанавливали для них специальных льгот. Хочу обратить ваше внимание на то, что в Чувашской Республике есть образовательные центры, у нашего университета их 26. Мы во всех районах имеем свои гимназии, лицеи и содержим их за счет университета. Правда, исполнительная власть покрывает часть расходов. 99% из 599 занимающихся в системе довузовского образования школьников поступили в высшие учебные заведения страны. В то же время единые экзамены показали, что уровень подготовки в обычных сельских школах ниже.

Впервые в России мы подготовили к изданию 300-страничное пособие, в котором отразили все плюсы и минусы нашего опыта по проведению единых государственных экзаменов, включили в него и нормативные документы.

В заключение хочу сказать, что эксперимент проводить надо, и активное участие в нем должна принимать исполнительная власть. Сообща из любой трудной ситуации можно выйти. Мы должны идти вместе по пути создания единого образовательного поля.

Это объективная оценка знаний

Владимир Филиппов, Министр образования РФ:

— ЕГЭ является серьезным для нас новшеством. Он многое должен изменить в нашем образовании. И прежде всего ввести цивилизованные пути поступления в высшие учебные заведения, создать условия для объективного оценивания уровня знаний и компетенции выпускников школ.

Вокруг ЕГЭ действительно много споров и разных суждений. С одной стороны, это связано с новизной самой проблемы, пока еще недостаточно высоким техническим, методическим уровнем проведения эксперимента, с качеством контрольно-измерительных материалов и т.д. С другой — мы сталкиваемся с фактами ложной или неточной информации, которая исходит от противников единого экзамена, от тех, кто занимает в этом вопросе деструктивную позицию. Один пример. Недавно мне задали вопрос на пресс-конференции в «Московских новостях». Речь шла о том, что якобы из 16 тысяч выпускников Республики Чувашия лишь 9 человек по итогам единого госэкзамена поступили в государственные вузы. При этом ссылались на «некие» официальные данные в Интернете. Я ответил: это абсолютная неправда. Только в Высшую школу экономики, элитарный вуз страны, на бесплатной основе поступили из Чувашии почти 100 человек. А вообще на основе ЕГЭ в вузы поступили более тысячи выпускников школ Чувашии (а не 9 человек). Так что кем-то выброшенная в СМИ информация не только неточна, но и злобно искажена.

Конечно, необходимо многое конкретизировать в содержании ЕГЭ, в процедуре его проведения. Затрону одну из составляющих ЕГЭ — «тестирование», которое вызывает много вопросов у учеников, учителей, родителей. Хочу напомнить, что ЕГЭ — не столько тестирование. Любое задание состоит из трех частей. Первая — это ответы по выбору из пяти заданных. Вторая часть, когда абитуриент должен своей рукой написать какое-то слово, решение. Ну например: к какому типу относится роман Ф.М.Достоевского? И третья часть задания — это решение задачи любой степени сложности по физике, химии, истории или написание сочинения. Эта часть текстовая, составляется сложным образом. Поэтому максимальная оценка в ЕГЭ — 100 баллов («пять» — это выше 80 баллов). Как правило, такой высокий балл может набрать один человек из 10 тысяч сдающих.

Хочу подчеркнуть, ЕГЭ, конечно же, не сводится только к тестовой системе, к выбору одного из заданных ответов. Кроме того, они не играют особой роли, поскольку занимают менее 30% оценки в ЕГЭ.

«Учительская газета»

Сельские школьники от ЕГЭ не пострадали

Начальник учебно-методического управления Марийского государственного университета Лариса Метельская:

— Мы также переживали, как и наши коллеги из Чувашии, и в прошлом году провели впервые ЕГЭ. Решились только на один экзамен — по математике. Были проблемы, небольшие нестыковки. В этом году участвовали и в ЕГЭ, и в ГИФО, уже по всем специальностям. Во второй раз все прошло уже не так болезненно.

За первый год мы провели анализ — как абитуриенты сдавали математику и как подтвердили свои оценки, проверив потом результаты двух сессий на 1 курсе. Результаты оказались обнадеживающими.

Также посмотрели, как два года ЕГЭ сдавали сельские абитуриенты: в прошлом году их поступило 52%, в этом — 54%. Так что село от введения единых экзаменов не пострадало.

Продолжение темы — в следующих номерах «Вестника».

Предыдущая статья  Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2019